Рыба-солнце

Зиланткон 2016

Сегодня вернулся с Зиланткона. Спустя два года, взяв паузу прошлой осенью, я вновь побывал на главном ролевом конвенте страны.

Последний Зилант, на котором я был, пришелся на мой первый курс обучения в музыкальном училище, и тогда, многое, честно говоря, меня оттолкнуло - душа требовала академизма, профессионализма и прочего -изма (без шуточек :) ). К третьему курсу от строгости высоких музыкальных сфер я, все же, похоже, подустал, и настолько, что сердце потребовало чего-то старого, доброго и душевного. В этот раз на Зилант я, скорее, просто вырвался - поехал за атмосферой и за людьми. Два года - значимый срок, чтобы увидеть, как меняется чья-то жизнь.

Но феерии от встречи со множеством старых друзей не случилось - повстречал лишь нескольких из казанской тусовки и совсем уж мало - из московской. Многие просто перестали приходить и приезжать. Наверное, и мое отношение к фесту стало более, потребительским, может быть: когда месяцами ждешь его, регистрируешься и приезжаешь на все дни, получая бейджик участника, фестиваль становится некой сказкой на несколько дней. Я же уже второй раз подряд приезжаю на Зиланткон как гость и хожу по однодневным билетам, выбирая те мероприятия и дни, которые наиболее интересны. Но, кажется, так поступаю не только я, но и многие из друзей, которые все еще посещают Зилант.

Цены в этом году основательно выросли, и я честно собирался сходить на 2 дня фестиваля, хотя побывал, в итоге, все же на трех. В первый день пошел, преимущественно, из-за акустического концерта Мельницы - обычно в день открытия ничего особо интересного не бывает. Действительно, Хелависы на Зиланте не было, кажется уже лет пять (?), за эти годы Мельница стала одной из самых известных групп в стране, поэтому билет на первый день, включающий ее концерт, стоил столько же, сколько когда-то весь Зилант - 1000 р. Правда, благосостояние наше тоже улучшилось за это время, поэтому в зале даже не хватило мест :) . В этот же день прошел первый из трех балов фестиваля (как выяснится потом, с самыми простыми танцами), но его я счастливо проигнорировал, вообще сомневаясь, готов ли танцевать сейчас на балах. Хотя костюм почти случайно, выезжая из Ижевска, все-таки, прихватил :) .


Во втором дне (все последующие дни стоили по 600 р.) было много концертов менестрелей и мастер-классов. Понравился круглый стол по футурологии - про прогнозирование развития будущего человечества. Не очень ролевой, зато много интересных мыслей и людей. Менестрелей почти не слушал - все же, музыкальное образование мешает воспринимать душу автора сквозь множество фальшивых нот. Запомнилась Ната Котовская, на которую зашел случайно, и чьи песни под грустную флейту были очень в тему белого ноябрьского дня (именно тогда Казань начало заметать снегом).

Купил на ярмарке пару сувениров в подарок знакомым, и большую часть дня шатался по Ленин-сараю, заглядывая то в одну, то в другую дверь, а также в поисках интернета (почему-то у Билайна во всем ДК Ленина до ужаса убогий интернет). На вечер планировалась встреча со старыми казанскими друзьями, и Сеть была нужна, чтобы все организовать.

В этот раз я не посетил ни одного театрализованного мероприятия на фестивале, да и самих их было немного: пара спектаклей, ни одного мюзикла (были отдельные выступления певцов с ариями из официальных российских мюзиклов, но я их пропустил). А в главный день фестиваля случилось вообще удивительное: вместо традиционного утреннего мюзикла на главной сцене поставили театрализованные бои. Зрелищно, конечно, но...




На третий день я вовсе решил не идти на фестиваль и не тратить еще 600 р, а сходить на какой-нибудь концерт или спектакль в самой Казани. Но ничего не подобрав, таки поехал в Ленин-сарай, и этот день удался больше, чем остальные. Сначала побывал на концерте сразу двух ижевских групп "D'Green" и "Сны саламандры" (в Ижевске все не как-то не получалось), а потом, все же, расчехлил свой костюм - было бы обидно совсем уж зазря свозить его в другой город. Поэтому мой вечер сделал бал. Впервые за все разы, что был на Зиланте, я пропустил главное событие большой сцены - Турнир на песнях. А бал пришелся очень по душе: его сделали по "Игре престолов", в которой я хоть и не ориентируюсь совершенно, зато красиво, со смыслом, и можно все и со всеми потанцевать. Просто на балах я не был ровно с Зиланта 2014-го года и понял, что именно их мне сейчас и не хватает. С удивлением понял также, что знаю почти половину танцев из программы, и еще треть осваивается на месте. С окончанием бала фестиваль для меня закончился.

Если поеду на Зилант еще, то, скорее всего, это и будет ради того, чтобы потанцевать, "на других посмотреть да себя показать", а еще на ярмарку зайти. На фестивале каждый находит свое, и у меня теперь (и пока) интересы такие. Но интересно другое...

***

Спустя 26 лет после первого конвента, здание, где все это время он проходил, решили, наконец, закрыть на ремонт. И, честно говоря, раньше мы действительно как-то не замечали, в каком состоянии находится Ленин-сарай, а теперь вдруг увидели, как обветшали потолки, сыплется штукатурка с главного фасада, люстры главного фойе тусклы, и паркет вытерт... На самом деле, никто не знает, где пройдет Зиланткон в следующий раз (но все, однако, уверены, что он состоится). Но и выходить на новый уровень, по-моему, тоже нужно. Все мы теперь бываем хоть иногда в ярких и светлых развлекательных комплексах, посещаем современные театры, и видим, как все должно быть. И также, как ролевики прошли за время существования Зиланткона от пошива мантий из занавесок до заказа платьев на балы в ателье за много тысяч денег, так и конвент должен сменить свой внешний облик. Вопрос, правда, в том, пустят ли после ремонта в ДК Ленина тысячу оголтелых ролевиков, а если пустят, то за сколько... Но я за изменения.

А пока я наблюдал за тем, каков Зилант сейчас. Все-таки, изнутри он тоже изменился даже за то время, что его знаю. Несколько лет назад на главной сцене ДК Ленина появился новый свет взамен убогим софитам советских времен. Даже небогатые менестрели стали приезжать с неплохими гитарами, которые можно подключить по кабелю. На бейджиках появились телефоны экстренных служб. Жизнь улучшается, мечты сбываются (и где-то в темноте горит голубой огонек сами знаете кого). Фестиваль стал в разы удобнее в плане организации - от централизованной сетки расписаний до организации размещения, информационной поддержки. Но вот людей, для которых все это делается, год от года приезжает все меньше, и потихоньку количество посетителей за последние 10 лет сократилось почти в четыре раза.

Значит ли это, что волна интересна к ролевым играм просто идет на спад по сравнению с началом 21 века? И с чем это может быть связано? Может быть РИ тогда были одной из субкультур, куда можно было "выйти" прочь из утлой действительности раннего постсоветского реализма (с)? А сейчас уже повзрослели дети, рожденные в 90-е, когда проходили первые Зилантконы, и уже их черед приходить на очередной конвент. Ведь самое чудесное время, чтобы погрузиться в мир ролевых игр, где-то между 15 и 20 годами. У некоторых случается позже, у других затягивается на всю жизнь, но факт есть факт - сказочные страны и приключения, как никогда, увлекают нас в эту чудесную пору. А те, кому сейчас 15 и 20, все же, росли на несколько других ценностях, чем те, кому сейчас 25 и 30.

На самом деле 10 лет, оказывается, до одурения много, и поколение за это время меняется бесповоротно. Фестиваль по-прежнему собирает метров движения вроде Олега Медведева и Екатерины Болдыревой из бардов, но "свежей крови", мне кажется, ролевому движению, все-таки, стало не доставать. Каким он будет спустя несколько лет, любопытно будет посмотреть даже чисто из спортивного интереса. А пока это были необычные выходные, которые, в любом случае, дали возможность отдохнуть, и теперь можно вновь погрузиться в учебу и творчество :) .

З. Ы. А еще это первый Зиланткон, куда я поехал с телефоном, в котором есть более менее приличная камера. Да, со смартфоном я хожу всего полтора года, и раньше я ездил на Зилант либо с зеркалкой, либо вообще не делал фотографий. А теперь можно "нащелкать" несколько чисто репортажных фоточек :) .


Ноябрьская Казань в пять утра за несколько минут до отъезда электрички в Ижевск